Экологическое право как отрасль права

Как известно, для того, чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана самостоятельной отраслью права, она должна отвечать определенным требованиям. В качестве таковых выступают наличие предмета права, то есть комплекса однородных общественных отношений, регулируемых данной совокупностью норм; метода правового регулирования; развитой нормативно-правовой базы.

В наиболее общем виде предмет экологического права может быть определен как общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В данной области выделяют следующие группы отношений:

  • по природопользованию;
  • по охране окружающей природной среды;
  • собственности на природные объекты;
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Под методом права понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения. В юридической науке выделяют два метода — императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой).

    Императивный метод основан на неравенстве сторон, между участниками правоотношений складываются отношения власти и подчинения. Как правило, одной стороной в отношениях является государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Этот метод выражается в установлении: предписаний, т.е. обязанности совершить определенные действия (например, ст. 36 Закона РФ ‘Об охране окружающей природной среды’ устанавливает обязательность проведения государственной экологической экспертизы при принятии хозяйственных решений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду), и запретов, т. е. обязанности воздержаться от совершения определенных действий (например, законом установлен запрет на ввоз в РФ радиоактивных отходов с целью их захоронения).
    Диспозитивный метод — метод равенства, участники отношений выступают как равноправные независимые друг от друга субъекты. Диспозитивный метод выражается в применении таких способов как дозволение, т.е. предоставление неограниченного права принимать решение по определенному кругу вопросов; рекомендация, т.е. установление примерных правил, которые субъект может использовать, санкционирование, т.е. установление необходимости утверждения решения субъекта права, принимаемое им самостоятельно.
    Большинство отраслей права используют не какой-то один метод, а комбинацию методов и соответствующих способов воздействия на поведение субъектов правоотношений. Это относится и к экологическому праву. Однако экологическому праву свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. Диспозитивный метод дополняет его.

    Принципы права представляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строится вся отрасль права, основные начала выражающие его сущность и социальное назначение. Принципы экологического права отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Закона ‘Об охране окружающей природной среды’. К ним относятся:

  • принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;
  • принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
  • принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;
  • принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;
  • принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.

    Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов:

  • принцип предотвращения вреда окружающей природной среде;
  • принцип устойчивого развития;
  • принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;
  • разрешительный порядок воздействия на окружающую природную среду.

    Систему источников экологического права образуют:

    Экологическое право как отрасль права

    В настоящей статье раскрываются предмет и методы экологического права, история становления и развития в российском законодательстве, а также рассматриваются вопросы соотношения с другими отраслями права.

    Понятие, предмет и методы экологического права

    Для того, чтобы раскрыть понятие «экологическое право», нужно определить, что такое экология вообще. Термин «экология» возникает от двух латинских слов – «экос» – жилище, имущество и «логос» — наука. Таким образом, под экологией подразумевается наука о взаимодействии живых организмов и их групп друг с другом и с природной средой. Соответственно, под экологическим правом понимается самостоятельная правовая отрасль, представляющая совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношения общества и природы с целью сохранения природной среды и ее совершенствования.

    Предметом, рассматриваемой отрасли права, являются правоотношения, которые возникают в сфере охраны и эксплуатации природных ресурсов в области взаимодействия человеческого общества и окружающей природной среды. Такие отношения называются экологическими.

    Выделяются следующие главные черты таких отношений:

    • 1. Соответствуют конкретной исторической обстановке, сложившейся в настоящее время, в связи с использованием природных ресурсов.
    • 2. Связаны с деятельностью общества по производству материальных благ с потреблением природных ресурсов.
    • 3. Присущ особый субъектный состав.

    Одной из сторон правоотношений всегда будет являться государство, контролирующее и регулирующее надлежащее применение ресурсов природы, выступая от имени РФ.

    Методы экологического права представляют собой систему приемов и способов регулирования общественных отношений охраняющих окружающую среду, а также по надлежащему применению и использованию природных ресурсов. В науке выделены несколько методов.

    • 1. Экологизация. Данный метод заключается в общеэкологическом подходе ко всем явлениям общественного устройства. Охрана окружающей среды – это главное предназначение экологического права и она проникает во все институты правоотношений общества и человека.
    • 2. Гражданско- и административно-правовые методы. Первый основан на равенстве сторон, свободе договора, неприкосновенности частной собственности, судебной защите нарушенных прав. Административно-правовой метод базируется на властных началах для обеспечения порядка управления, поэтому исходит из принципа власти-подчинения. Одна сторона здесь представлена органом власти, которая изъявляет свою волю в виде предписания, дозволения или запрета.
    • 3. Общенаучные методы: прогностический – позволяет получить истинные научно обоснованные знания об охраняемых экологическим правом отношениях и будущего совершенствования экологического права; историко-правовой метод опирается на исторические сведения об экологическом праве, о его происхождении и формировании.

    Возникновение и развитие экологического права

    Становление и развитие российского экологического права условно делится на несколько этапов.

    Первый этап: со времен Киевской Руси до 1917 года. В XI веке в «Русскую Правду» был включен указ, согласно которому гарантировалась охрана собственности общины — леса. Указом были предусмотрены штрафы за различные нарушения, например, воровство дров, за порчу пчелиного дупла с медом, за охоту на соболя. Размер штрафа был равен 12 гривнам, что равнялось штрафу, который взимали с виновного при убийстве холопа. В 1486 году Иван III издал охранный указ для Троице-Сергиевского монастыря, согласно которого было строго запрещено вырубать прилегающие к монастырю леса. Соборное Уложение 1648 года включало в себя природоохранные нормы. Так, рыбная ловля или охота на бобров и выдру в чужом водоеме была приравнена к краже имущества. В 1703 году, при правлении Петра I, было запрещено вырубать лес на берегах реки Волги. Заповедная зона равнялась 50 километрам от берегов. Все эти акты носили лишь местный характер и до революции 1917 года, так и не был издан ни один полноценный природоохранный нормативный акт.

    Это интересно:  Медстраховка для Шенгена - стоимость, где сделать?

    Второй этап — с 1917 по 1991 год. В 1917 году был разработан и утвержден декрет «О земле», суть его заключалась в том, что частная собственность на землю отменялась, а также собственность на иные природные ресурсы. Этот декрет положил начало череде новых законов, охраняющих от незаконного посягательства окружающую среду и животный мир. Так, в последующие годы был принят ряд актов, которые регулировали смежные правоотношения, среди них земельные, лесные, водные и другие. В шестидесятых годах прошлого века был принят первый природоохранный закон «Об охране природы в СССР», содержащий в себе нормы по охране земельных правоотношений, охране вод, лесов и иной растительности, недр. Однако, данный нормативный акт не предусматривал никаких санкций за нарушение положений закона, поэтому важной роли в становлении экологического права он не сыграл.

    Третий этап: с 1991 года по настоящее время. В современной России, экологическое право, как самостоятельная и полноценная отрасль права, начинает развиваться после вступления в силу ФЗ «Об охране окружающей природной среды». Первый всесторонний законодательный акт, который полноценно закреплял функции и задачи природоохранного комплекса, регулировал земельные вопросы в области соотношения общества и природы с целью укрепления и сохранения природных ресурсов, а так же вопросы, связанные с ликвидацией экологически опасного воздействия, улучшения и очищения природной среды, установление правопорядка в данной сфере для блага нынешнего и последующих поколений. Данный ФЗ утратил силу в начале 2002 года в связи со вступлением в силу нового ФЗ «Об охране окружающей среды», в коем были учтены рыночные отношения и международные обязательства РФ в экологической сфере.

    Соотношение экологического права с другими отраслями права

    Стоит отметить, что положения экологического права являются базовыми, с учетом этих норм проходит экологизация положений других отраслей права, которые каким-либо образом влияют на общество и природу. Несмотря на то, что рассматриваемая отрасль права относится к гражданско-правовым отраслям, для нее большую роль играют и публично-правовые отрасли.

    Экологическое право тесно соотносится с конституционным в вопросах разграничения полномочий государственных органов власти и власти субъектов РФ, а также установления основ правового статуса человека и гражданина в области природоохраны и надлежащего пользования природными ресурсами.

    По вопросам, которые относятся к сфере деятельности местного самоуправления, экологическое право граничит с муниципальным.

    Административная ответственность за нарушение природоохранных правил устанавливается административным правом.

    Положения трудового законодательства устанавливают дисциплинарную и материальную ответственность за совершение правонарушений в сфере экологических правоотношений, а основания наступления ответственности за экологические преступления, в свою очередь, закреплены в уголовном праве.

    Гражданское право соотносятся с экологическим в вопросах возникновения, изменения и прекращения прав собственности и иных вещных прав объекты окружающей среды и ее ресурсы. Также сюда относятся вопросы, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью за причинение ущерба природной среде и человеческому здоровью.

    Следующей смежной отраслью является земельное право. Экологическое право регулирует отношения, связанные с охраной и надлежащей эксплуатацией земель, отнесенных к ведению самостоятельной отрасли — земельное право.

    Наконец, международное право граничит с экологическим по вопросам международного сотрудничества стран по решению глобальных экологических проблем.

    Экологическое право как отрасль права (предмет, метод, система, особенности)

    Читайте также:

    1. A) правоохранительные органы
    2. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
    3. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 1 страница
    4. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 2 страница
    5. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 3 страница
    6. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 4 страница
    7. B) закон, обладающий высшей юридической силой, нормами прямого действия и особым порядком принятия и поправок 5 страница
    8. Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
    9. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
    10. F1: Жилищное право
    11. I Нормативно-правова база
    12. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 1 страница

    3 -Экологическое право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды, а также рационального использования обществом в целом и отдельными его членами природных ресурсов

    1 Предмет ЭП – общественные отношения, которые возникают по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира

    2 Метод ЭП – способ воздействия на участников общественных отношений со стороны государства

    Преимущественно применяется императивный метод, которые основывается на использовании административных предписаний. Характерной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. Например, согласно статье 45 Закона «Об охране окружающей среды» выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то государственными органами

    Методы экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействуют на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды

    Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение

    Цель данного метода – стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность

    Также выделяют гражданско-правовой метод регулирования. Характерного чертой этого метода является равноправие субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону

    Для ЭП характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены все три метода

    Представляет собой совокупность логически взаимосвязанных с собой элементов, характеризующих внутреннюю структуру и содержание данной отрасли.

    Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Отношения в целом по поводу пользования и охраны природы, компонентов. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

    Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

    право собственности на природные объекты;

    государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;

    Особенная часть включает:

    Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования,недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром

    Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ

    Это интересно:  ЦБ ожидает роста кредитов предприятиям РФ в 2019 году на 5-7%

    Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.

    4 Экологическое право как наука

    Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

    Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

    Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

    окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

    отдельные природные объекты или ресурсы;

    человек как органический элемент природы.

    Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие — дифференцированными объектами.

    Предметом науки экологического права являются:

    отрасль экологического права. Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

    эколого-правовые отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

    Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

    В настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды являются крайне актуальными и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Экологическое право как отрасль права

    Экологическое право — одна из отраслей в системе российского права. Появление и закрепление норм, регулирующих экологические общественные отношения, в источниках, относящихся к другим отраслям российского права (конституционному, гражданскому, уголовному, предпринимательскому, административному, финансовому, аграрному, трудовому и др.), свидетельствуют об экологизации российского законодательства, а не о размытости границ предмета рассматриваемой отрасли.

    · В настоящее время теория права устанавливает следующий круг условий или перечень критериев, необходимых для признания системы правовых норм в качестве отрасли права:

    o специфический круг общественных отношений;

    o специфические нормы, регулирующие эти отношения;

    o достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений;

    o достаточно обширный объем нормативно-правового материала;

    o заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;

    o специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли.

    Экологическое право отвечает всем вышеперечисленным условиям и критериям. Специфический характер экологических общественных отношений, равно как особая заинтересованность общества и государства в их специальном правовом регулировании, не вызывает сомнения, о чем наглядно свидетельствует бурный процесс нормотворчества, выразившийся в принятии в Российской Федерации в последние 10 лет основных законов в области охраны окружающей среды, иногда квалифицируемых и критикуемых на Западе как рамочные», в которых закреплены, среди прочего, правовые принципы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Государственный интерес в формировании экологического права выражается в том, что в сложившихся противоречиях между обществом и природой невозможно навести должный правопорядок без дополнительных правовых усилий и эти усилия должны носить характер не частных усовершенствований, а радикального изменения всей системы правового регулирования.
    Понимая под функциями государства основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач, экологические функции государства можно определить как деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение экологической безопасности.
    Создание оптимальной модели экологического управления во многих государствах рассматривается в качестве важного фактора повышения эффективности законодательства в области охраны окружающей среды, реализации экологической политики. При этом функции государственного управления охраной окружающей среды различаются от государства к государству в зависимости от преобладающих научных воззрений на назначение экологического управления, определение круга стоящих задач, его соотношение с другими сферами государственной деятельности, внутреннюю структуру системы его органов, функции и компетенцию.
    В настоящее время наиболее распространенными подходами к проблеме управления охраной окружающей среды являются следующие:
    1. Фрагментарный подход. Данный подход основывается на раздельном экологическом управлении по объектам природы или отраслям экономики и исходит из традиционного деления природной среды на несколько основных компонентов: землю, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух и космическое пространство.
    В результате экологические функции возлагаются на действующие хозяйственно-отраслевые ведомства, вместо того, чтобы создавать новые административные ведомства по охране окружающей среды, тем самым уже заранее осложняя центральный бюрократический аппарат.
    Неудовлетворительные результаты по сохранению природы и обеспечению рационального использования природных ресурсов показали несостоятельность фрагментарного подхода. Как отмечал на третьей сессии Подготовительной Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. Генеральный директор Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), фрагментарность управления явилась одной из основных причин, вызвавших современные экологические проблемы и связанные с этим опасные тенденции к общему ухудшению жизненных условий. «Может быть, с административной точки зрения удобно делить управленческую деятельность на сектора, но, если мы хотим смоделировать будущий мир правильно, нам необходимо мыслить и действовать на межведомственной основе» 3 .
    Усилия по охране отдельных природных объектов при фрагментарном управлении оказываются малоэффективными. Как результат, фрагментарный подход был подвергнут справедливой критике по линии его узковедомственного характера и отсутствия достаточного государственного регулирования. Раздробление ответственности между многими министерствами, борьба против вредоносных воздействий, доверенная министерствам, защищающим производителей этих воздействий; беспомощные службы; слабый контроль, часто не существующий вовсе; смехотворные санкции, по мнению Ф. Сен-Марка, делают необходимой реорганизацию всей административной структуры, чтобы она стала эффективной и обладала властью по отношению к загрязнителям. Необходимо усиление роли государства, что должно повлечь за собой создание «власти в защиту природы», а не «власти над природой». В то же время, отрасли хозяйства, имеющие дело с биологическими ресурсами, часто сосредоточивают свое внимание на их эксплуатации, а не охране, что, по мнению Р. Аллена, вызвано серьезными противоречиями, возникающими из-за недостатка финансовых средств, и последующим сильным нажимом на все сектора экономики в целях получения прямой экономической выгоды.
    2. Противоречивость экономики и экологии. Данный подход основывается на наличии объективного противоречия между экономикой и охраной окружающей среды в силу несовместимости стоящих перед ними задач, что по своей сути ставит под сомнение представление о рыночной модели экономики как способной гарантировать устойчивый общественный прогресс. Именно игнорированием данного противоречия многие ученые объясняют отсутствие успехов в области природоохранения в условиях применения рыночных механизмов при одновременном снижении управленческой роли государства.
    Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что рыночная экономика все же остается доминирующей моделью общественных экономических отношений. В таких условиях требуется поиск компромиссных вариантов. При этом разумной представляется идея о сочетании методов административного и рыночного воздействия на хозяйственную деятельность.
    3. Консолидация экологического управления. Под воздействием философской концепции о единстве и взаимодействии всех явлений и элементов природы (В.И. Вернадский, Е.К. Федоров и др.), а также с учетом известных недостатков управления разрабатывается система концептуальных взглядов, основанная на идее интеграции всех аспектов управления охраной окружающей среды в рамках единой управленческой системы.
    Интеграция рассматривается как выделение природоохранных функций из хозяйственно-отраслевого управления и их объединение на основе создания специализированного ведомства по охране окружающей среды.

    Это интересно:  Как узнать задолженность за газ по лицевому счету

    · В рамках концепции интеграции экономического управления разрабатываются две принципиально различные управленческие модели.

    o Одна из них основана на жестком объединении всех функций управления природопользованием в рамках Министерства природных ресурсов.

    o Другая — гибкая модель интеграции управления — построена на идее усиления координации действий в области охраны окружающей природной среды и налаживании взаимодействия между подразделениями, выполняющими функции охраны природных ресурсов в процессе своих хозяйственных мероприятий.

    В концепции интеграции экологического управления в его двух вариантах моделей, за государственным управлением в области охраны окружающей среды закрепляется самостоятельная сфера управленческой деятельности, не совпадающая с управлением отраслями экономики или отдельными видами природопользования; строится на выделении контрольно-надзорных полномочий в области охраны окружающей природной среды и регулирования природопользования из действующих хозяйственных подразделений, их отграничении от полномочий по эксплуатации природных ресурсов. Одновременно в ней указывается на необходимость создания в качестве центра экологического управления единого специализированного ведомства, компетенция и полномочия которого определяются исходя из передачи ему функций и инструментов контроля за эксплуатацией природных ресурсов в интересах их сохранения. Соответственно, природоохранное ведомство для обеспечения добросовестного соблюдения экологических интересов не должно быть природопользователем, т.е. не должно участвовать в хозяйственном использовании природных ресурсов и получении прибыли.
    4. Исправительный и предупредительный подходы. В соответствии с исправительным подходом считается, что для решения проблемы загрязнения необходимо обеспечить очистку отходов производства и контролировать ее путем установления лимитов для выбросов и сбросов, не реформируя при этом экономику и другие сферы общественной жизни. Данный подход ориентирован на потребление природных ресурсов без четких обязательств сохранять, возобновлять и восстанавливать эти ресурсы, т.е. на «потребление ради производства».
    Рассматриваемый подход дал начало разработке экологических стандартов и лимитов нагрузки на природную среду, но в качестве доминирующего просуществовал недолго.
    Предупредительный подход предусматривает перемещение экологического контроля с конца технологического процесса и его распределение по всей цепочке: с момента добычи сырья и до получении готовой продукции. Главная цель такого контроля — предупреждение ущерба. В отличие от «исправительного подхода», его реализация требует структурной перестройки управления экономикой, технологической модернизации производства, внедрения различного рода ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Следствием развития предупредительного подхода стало распространение в управленческой практике такого метода управления, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза.
    5. Интеграция экономики и экологии. В данном случае окружающая среда рассматривается не только как материальная база экономического и общественного развития, но и как условие выживания человека. Речь идет о том, что в первую очередь необходимо реформировать экономику, интегрировать экономические интересы в экономическое развитие, поставить экологические интересы над экономическими, заставить первые определять развитие экономики.
    Задачи охраны окружающей среды должны быть поставлены перед всеми правительственными ведомствами, международными организациями и крупными учреждениями частного сектора. Механизм реализации этих задач должен опираться на установление ответственности таких учреждений за последствия своей деятельности. Сам процесс принятия решений должен быть скоординированным и предусматривать широкое участие населения. Достичь интеграции экологических и экономических факторов без слияния двух сфер управления возможно путем наделения органов специализированного природоохранного управления реальными возможностями участия и рычагами влияния на принимаемые хозяйственные решения. Одновременно экономика не освобождается от обязанностей по охране окружающей природной среды и выполняет функции экологического управления применительно к своему виду деятельности, что требует создания в своей структуре соответствующих подразделений по охране окружающей среды.
    В России идеи интеграции экономического и экологического факторов нашли политическую и правовую поддержку. Указ Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. предусматривает обеспечение комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Однако на сегодняшний день в России решающую роль в реформировании и построении действующей системы экологического управления пока еще играют идеи фрагментарного подхода, ослабления позиций комплексного экологического управления на фоне усиления позиций ресурсовых ведомств, фактического ослабления государственного регулирования и контроля.
    Метод правового регулирования — способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. В отличие от предмета, метод правового регулирования не является столь значимым для выделения той или иной совокупности правовых норм в качестве отрасли права.

    · Доказательством тому является тот факт, что в системе российского права выделено примерно 15 отраслей права, в то время как в науке права признается два метода:

    Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применении мер юридической ответственности и др.
    Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения.
    В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли все более широко.
    Заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Однако, если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию.

    Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, studopedia.su, helpiks.org.

    «

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий