Я и другие — открывает глаза на парадоксы в поведении людей

Парадоксы взгляда на себя

Мы уже знаем, что такое концептуальное мышление, и отношение к себе можно рассмотреть точно так же. Я-концепция – это вариант обычной концепции, которая состоит из следующих понятий:

я сейчас;

я в будущем;

приемы управления собой.

Иными словами, вы как-то воспринимаете себя сейчас, каким-то хотите видеть себя в будущем и как-то будете на себя влиять.

Самая большая трудность в Я-концепции – посмотреть на себя со стороны. Это непривычно, потому что процесс формирования личности в нашей культуре пущен на самотек. Какая личность получилась, такая и получилась. Это социальный парадокс.

С одной стороны, общество заинтересовано в том, чтобы иметь хороших специалистов. Поэтому оно их учит, воспитывает и оказывает всяческую поддержку. Поэтому существует множество мастеров своего дела.

С другой стороны, обществу безразличен личный успех и душевное равновесие человека. Поэтому информации о том, как формируется личность человека и что делать, если возникают проблемы, практически нет. Личность, или Я-концепция, формируется случайно и, как правило, с различными отклонениями, что приводит к недовольству собой, депрессиям и неврозам.

Большинство людей привыкают к своей Я-концепции и сживаются с ней настолько, что им даже в голову не приходит, что ее можно поменять так же, как и любую другую концепцию.

Взгляните на следующие утверждения:

«Я таким родился, меня не переделаешь».

«Я интроверт».

«Я человек взрослый».

«Старый я уже для всех ваших трюков».

Это как раз те самые фразы, с помощью которых человек вообще отказывается как-либо менять Я-концепцию. Ему кажется, что Я – это Я и никакого другого Я быть не может.

Любопытно, что существует куча направлений популярной психологии, которые пытаются построить законченные классификации Я-концепций. Например, типология Майерс-Бриггс, которая различает 16 типов личности, или соционика, которая также различает 16 типов личности, но уже по другим признакам.

Астрология пытается различать личности с помощью знаков зодиака – их всего 12 вариантов.

Все это выдумки. Многочисленные исследования психологов показывают, что в конкретном поведении человека намного большее значение имеет не черта личности, а предлагаемая ситуация. В большинстве случаев люди будут делать то, чего от них хотят психологи, независимо от тех личностных черт, которые перед этим были определены.

Поэтому каждая новая ситуация меняет вас. Делает вас хоть чуть-чуть, но другим. Нельзя смотреть на свою личность как на постоянную величину. Но люди на себя смотрят именно так. Как будто их заморозили и они не меняются.

То есть как ни парадоксально это звучит, но…

Ваше знание о себе, скорее всего, уже устарело. И ваша жизнь вам уже не соответствует.

Действительно, в большинстве случаев Я-концепция и то, чем человек занимается, не совпадают.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Здоровье, лечение (85)
  • Всяко-разно (83)
  • Рукоделие (67)
  • Астрология (48)
  • Секреты исцеления (29)
  • Руны (14)
  • Цитаты (12)
  • Мудрости (5)
  • Фоамиран (2)
  • Юридическое (1)
  • Готовим (240)
  • тесто, пироги (4)
  • Диета (32)
  • Домашняя косметика (73)
  • Лирика (67)
  • Полезно-интересно (135)
  • Православие, Вера. (44)
  • Психология (395)
  • Шьем сами (41)

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ПАРАДОКСЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Среда, 05 Октября 2016 г. 16:58 + в цитатник

Парадоксы поведения людей

Понимание триггеров (запускающих механизмов), которые меняют наше поведение, поможет нам ориентироваться в повседневной жизни лучше. Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия. К счастью, знать — уже полдела.

Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймет пользу от изучения этих психологических эффектов. Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха.

Следующие парадоксы и эффекты можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.

  • Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора». Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель. Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей. Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

  • Эффект полного провала — вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше. Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение : Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

  • Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Практическое следствие : Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете. Психолог Кеннет Савицкий говорит так: Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

  • Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше? Разница существует. Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей. Это иллюстрирует «эффект фокусировки».

В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее. А на самом деле? Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья. Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья.

На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета.

Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие: Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно: помнить о перспективе, смотреть на проблемы с разных точек зрения, и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение. Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

  • Чувство неловкости во время молчания

Как и многие другие поведенческие модели, мания заполнять паузы разговорами восходит к первобытному желанию принадлежать к какой-то группе и соответствовать ей. Когда нить разговора прерывается, возникают сомнения относительно собственной важности и положения в группе. А во время оживленной беседы мы чувствуем социальное признание, даже если говорим не по делу.

  • Увлечение грустными фильмами

Исследователи из Университета штата Огайо выяснили, что просмотр трагедий заставляет задуматься о своих отношениях с близкими, вызывает чувства сопереживания, благодарности, удовлетворенности жизнью. Грустные фильмы повышают выработку гормона окситоцина, который иногда называют «молекулой морали». Он делает нас более заботливыми, благородными и сострадательными.

  • Распространение сплетен
Это интересно:  Практика По Снижению Процентов По Ипотеке В 2019 Году

Более, чем в 60% случаев взрослые люди беседуют о третьих лицах. А мужчины посвящают сплетням на 32% больше времени, чем женщины. Причина кроется во врожденном желании устанавливать связи с теми, кто рядом в данный момент. И эта потребность может быть сильнее моральных обязательств перед отсутствующими.

  • Судороги во сне

Гипнагогические подергивания или сонные судороги бывают у 70% людей. Некоторые ученые считают, что это естественная составляющая перехода от бодрствования ко сну, во время которой нервы дают осечку, путая два состояния. Другая популярная теория объясняет спазмы древним рефлексом, который не позволял нашим предкам-приматам слишком расслабиться и упасть с дерева.

Ученые опровергают народную мудрость: «Слезами горю не поможешь». Плач возник как сигнал бедствия, который, возможно, дал человеку эволюционное преимущество: ведь бесшумные слезы в отличие от криков не привлекают внимания хищников. Вместе со слезами организм вырабатывает природное обезболивающее лейцин-энкефалин, поэтому после горького плача обычно наступает облегчение.

  • Фальсификация знания

Зачастую люди притворяются сведущими в темах, о которых они даже не слышали. Но обвинять их во лжи не всегда справедливо. Сталкиваясь с неожиданным вопросом, мозг начинает просеивать информацию в поисках ответа. Этот процесс вызывает ощущение осведомленности, которое не имеет ничего общего с реальным положением вещей. Добавьте сюда общественное одобрение просвещенности. И реакция: «Да, я в курсе!» возникнет сама по себе.

  • Тяга к людям с психическими отклонениями

По одной из версий, просмотр фильма или чтение книги о психопате временно освобождает от чувства ответственности и позволяет ощутить себя кем-то, кто думает только о себе. Есть и другое объяснение: психопаты — это разновидность хищников. Информация о них вызывает воспоминания о первобытном существовании, когда человек был одновременно охотником и добычей. С помощью триллера мы будим наше первобытное животное «я», не подвергая себя реальной опасности.

  • Неуместный смех

Это признак глубочайшего эмоционального стресса, и наше тело использует смех, как способ снять напряжение. Точно так же смех в момент, когда кто-то падает, поскользнувшись на банановой кожуре, служит сигналом: ничего страшного не случилось.

  • Желание укусить детеныша

«Такой миленький, так бы и съел!» — эта фраза часто вырывается у вполне адекватных взрослых при виде младенца, котенка или щенка. Ученые пришли к выводу, что запах новорожденного вызывает у людей (в особенности у женщин) выброс гормона удовольствия допамина, и такой же эффект производит вкусная еда. «Мимимишность» ассоциируется с приятным ароматом, а он, в свою очередь, напоминает о пище. Так что связка «увидел хорошенькое — укуси его» вполне обоснована.

Я и другие — открывает глаза на парадоксы в поведении людей

Парадоксы поискового поведения и избирательности

Если половое поисковое поведение болезнетворно, то почему оно часто встречает доброжелательное отношение со стороны окружающих и порой оказывается даже престижным? Наконец, почему тогда оно так широко распространено?

Может быть, в эту традицию внесет коррективы теперешний кризис со СПИДом, да и то вряд ли надолго. Большинство людей в странах европейской культуры достаточно снисходительны к удачливой внебрачной половой предприимчивости. В масштабах человечества такое ровное благодушное отношение — вовсе не закон. Есть нации и народности, где сохраняются или, увы, возрождаются традиции, грозящие смертью за прелюбодеяние (подобный обычай в дореволюционной Грузии показан в фильме Ч. Абуладзе «Древо желания»), В других странах определенные молодежные круги сохраняют непримиримую ненависть к проявлениям избирательности — к верности и целомудрию. Такой образ мышления был характерен для молодежного движения 60-х годов — хиппи и «новых левых».

Многообразие оценок половых взаимоотношений объясняется тем, что в ходе исторического развития их характер, мораль менялись и продолжают меняться.

Традиционная европейская терпимость к мужскому половому поисковому поведению понятна с учетом «двойной половой морали», отражающей половое неравенство и дискриминацию женщин (об этом писал Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»),

XX век принес с собой победу женскому движению за равные права с мужчинами, отражающую новое экономическое положение женщин в современном мире. К сожалению, это Справедливое социальное движение за женскую эмансипацию осложнилось и у нас, и на Западе досадным перехлестом — ложной женской эмансипацией (ЛЖЭ). Суть ее в том, что представительницы прекрасного пола перенимают незрелую мужскую психологию с ее атрибутами — половым поисковым поведением и агрессивностью. С появлением ЛЖЭ традиционное снисходительное отношение к мужскому поисковому поведению как реликт «двойной половой морали» не исчезло, а дополнилось вынужденным терпимым отношением к нарочитому поисковому половому поведению ложноэмансипированных женщин. С учетом сексуальной революции в рамках молодежного движения на Западе, поисковое половое поведение и вовсе стало претендовать на то, чтобы считаться современной нормой половых взаимоотношений. В дальнейшем, за рубежом такая тенденция резко пошла на спад, оставляя за собой лишь отдельные островки в виде молодежных групп и течений, отрицающих массовое движение за «новую верность». Что же касается ЛЖЭ, то это направление имеет своих ярых поборниц.

Кроме перечисленных социальных и исторических предпосылок, объясняющих широкое распространение полового поискового поведения в современном мире, необходимо учитывать еще и психологические предпосылки такого явления. Речь идет в первую очередь о парадоксах, свойственных самой избирательности.

Первый парадокс заключается в том, что избирательность — атрибут любви, т. е. чувства, которое требует определенных для своего возникновения условий и которое имеет свою собственную динамику с предысторией, максимумом и, увы, достаточно часто, с угасанием. Способность к избирательности, как и в целом к любви, закрепляется в результате опыта, причем, как правило, опыта счастливого. Ведь неудачи в любви чаще всего и выглядят как поисковое половое поведение и делают его привычным впредь. По этому поводу невесело пошутил Евгений Шварц в пьесе «Тень»: «Мне вдруг показалось, что вы как раз этот человек, которого я ищу всю жизнь. Бывало, покажется — по голосу и речам — вот он, такой человек, а подойдет он поближе, и видишь — это совсем не то. А отступать уже поздно, слишком близко он подошел. Ужасная вещь быть красивой и близорукой».

Нет человека, который бы не мечтал о настоящей любви в какой-то период своей жизни. Но не всем удается испытать это чувство. И причин тому немало. Даже особенности характера, темперамента тут играют свою роль. Люди, обладающие склонностью к периодическим глубоким перепадам настроения, в период душевного подъема проявляют сексуальную предприимчивость. Зато в период спада настроения то же половое поисковое поведение становится предметом мучительных угрызений совести.

Подозрительная тревожность, мнительность — черты характера, не способствующие любви, а значит, и избирательности. Сочувствие и сострадание вызывают эти качества у французского философа Жан-Жака Руссо, рассказавшего о них в своей «Исповеди». Однажды, например, ему удивительно повезло: его полюбила юная красавица итальянка. Увы, при первом же любовном свидании чувства Ж.-Ж. Руссо пошли по пути, гибельному для любви: «Вдруг вместо пожиравшего меня пламени я чувствую, как смертельный холод течет по моим жилам: ноги у меня подкашиваются и, близкий к обмороку, я сажусь и плачу, как ребенок. Кто мог бы угадать причину моих слез и мысли, проносившиеся у меня в голове в эту минуту?» Оказывается, подозрительность Ж.-Ж. Руссо заставила его искать скрытые причины внезапной любви к нему девушки. «Или сердце мое заблуждается, обманывает мои чувства и делает меня игрушкой низкой твари, или какой-то тайный недостаток, неизвестный мне, разрушает действие ее чар и делает ее отталкивающей для тех, кто должен был оспаривать ее друг у друга.

. Ей нетрудно было излечить меня и стереть следы моего маленького позора; но в то мгновение, когда я был готов замереть от восторга на этой груди, которая, казалось, впервые испытывала прикосновения мужских губ и рук, я заметил, что у нее один сосок меньше другого. Я прихожу в ужас, рассматриваю и, мне кажется, вижу, что этот сосок и сформирован не так, как другой. И вот я ломаю себе голову, как можно иметь неправильный, уродливый сосок; и, уверенный, что это связано с каким-то важным природным недостатком, беспрестанно переворачивая эту мысль в голове, я вижу ясно, как днем, что под видом самой очаровательной женщины, которую я мог себе представить, я держу в объятиях какое-то чудовище, отверженное природой, людьми и любовью».

Необъяснимое на взгляд девушки поведение ее избранника дало соответствующие результаты. Она «сказала мне холодным и презрительным тоном: «Джанетто, оставь женщин и займись математикой»».

Известную роль в задержках гармонического развития половой психологии играют и «комплексы неполноценности» — переживания по поводу собственных мнимых или действительных дефектов внешности, чаще всего низкого роста.

В том случае, когда любовь проходит, речь идет об угасании избирательного полового чувства. Если это несчастье случается с супругами, то их продолжает объединять супружеское партнерство, которое предполагает супружескую верность, честность и взаимную доверительность. Конфликт возникает, когда новая любовь, которая может прийти к одному из супругов, порождает противоречие между верностью в супружеском партнерстве и избирательным влечением к любимому человеку. Главное в этом конфликте — сохранить честность и взаимное доверие.

Второй парадокс избирательности заключается в том, что побудительным мотивом выбора порой становятся соображения престижа и стремление компенсировать комплексы неполноценности. Такие побудительные причины дополняют друг друга, так как компенсация комплекса неполноценности достигается полнее, если удается заполучить престижного партнера (или партнершу).

Избирательность в таких случаях совершает головокружительный кульбит. Максимально удаляясь от своего аналога в животном мире — от полового поискового инстинкта, она тем не менее переходит в свою противоположность, в половое поисковое поведение. Крайности, как известно, совпадают. Парадоксально при этом, что достаточно холодные в эротическом плане натуры с минимальной потребностью в реализации сексуального влечения имитируют в своем поведении половой поисковый инстинкт. Половая принадлежность привносит, конечно, дополнительные штрихи в сценарий разыгрываемого спектакля «одного актера», но в целом такое извращение избирательности свойственно как мужчинам, так и женщинам. Женщине с истерическими чертами характера, страдающей сексуальной холодностью, удается ее таким образом гиперкомпенсировать. Мужчина также лечит свое самолюбие, уязвленное тем, что мир недостаточно оценил его достоинства. Как бы ни разыгрывался «любовный» спектакль, суть его в самоутверждении «актера» или «актрисы» путем демонстрации собственной половой неотразимости и способности манипулировать людьми, попавшими в зависимость от них. Как правило, такое поведение агрессивно — оно сопровождается попиранием человеческого достоинства другого человека. Поведение Алика лишь отчасти дает понятие об этом феномене.

В следующей главе будет более подробно рассказано и еще об одном феномене, когда половое поведение имитирует поисковый инстинкт под влиянием окружения по типу подражания. Такое явление часто наблюдается среди подростков. Соображения престижа налицо и в этом случае. Ведь таким путем подросток добивается признания себя в качестве «настоящего» мужчины в среде сверстников. В условиях ЛЖЭ это в полной мере относится и к подросткам-девочкам, которые порой вступают в половые связи из подражания, в полном соответствии с тем, как, по их мнению, должна вести себя «современная» девушка.

Это интересно:  Что представляет собой экспликация земель

Анализ первого и второго парадокса избирательности позволяет сделать важные выводы:

1. Понятие «отсутствие половой избирательности» не тождественно понятию «половое поисковое поведение».

2. Термин «половое поисковое поведение» обозначает стремление реализовать половой инстинкт вне зависимости от особенностей личности партнера, а также поиск объекта для половой связи, диктуемой соображениями престижа.

Наконец, несколько слов о третьем (сугубо мужском) парадоксе избирательности. Суть его в том, что кое-кто отрывает понятие «избирательность» от любви, приписывает это качество себе, отождествляя его с собственной способностью давать оценку женщинам (их внешним данным и сексуальной привлекательности). При этом поиск объектов «высокого качества», иными словами, половое поисковое поведение, самым парадоксальным образом выдается за его противоположность — за избирательность. Как правило, «знатоки» женщин любят щеголять своим талантом распознавать самые тонкие женские достоинства, ускользнувшие от других, менее искушенных, чем они, ценителей. Как далеко заходит подобная псевдоизбирательность, показал на примере старшего Карамазова Ф. М. Достоевский. Этот половой гурман нашел скрытые достоинства даже у юродивой Лизаветы Смердящей. Читатель помнит, что преступление Карамазова стоило ему жизни: юродивая родила Смердякова, будущего отцеубийцу.

Конечно, Федор Карамазов — вымышленное лицо, но действительность давала типы не менее одиозные. Кроме того, интуиция выводила художников на верное описание людей полового поискового поведения. В поэзии, например, появилась догадка, что такое поведение — это только ширма, за которой скрывается безнадежность поисков подлинной любви и горечь одиночества.

У немецкого поэта Генриха Гейне есть такие стихи:

Надо быть очень наивным и неискушенным читателем, чтобы принять напускную браваду лирического героя этого стихотворения за подлинное хвастовство одержанными победами и усвоенными приемами соблазнения женщин. Стихи грустные. «Дерзкая зрелость» — вовсе не полноценная зрелость, а разочарованность лирического героя (необязательно автора), потерпевшего банкротство в любовных похождениях, его скорбь об утрате чувств, о недоступности настоящей любви.

Сокрушался в стихах и А. С. Пушкин:

В одном из стихов он просит бога об избавлении от «любоначалия, змеи сокрытой сей», моля:

Трагично отражается в поэзии и уход любви. Перед нами выдержки из стихотворения А. Блока:

В глазах врача ни широкое распространение полового поискового поведения, ни его психологическая, ни историческая объяснимость не делают его нормой. Если бы, например, статистики показали, что число курящих взрослых абсолютно превышает число некурящих, разве пристрастие к никотину стало бы после этого нормой?!

Мне могут возразить, что, мол, половое поисковое поведение — не болезнь. Однако в глазах врача — это симптом, проявление или психологического неблагополучия, или незрелости личности.

Бесплодные метания в форме полового поискового поведения, независимо от того, сознает или нет это сам субъект, могут быть его символическим криком о помощи. В этом случае над личностью нависла угроза невротического надлома.

Нередко половое поисковое поведение представляет угрозу и для других. Речь идет об агрессивной имитации полового поискового инстинкта из престижных соображений в общении с доверчивым половым партнером (ему-то и грозит невроз).

Половое поисковое поведение может быть проявлением своеобразного психологического дальтонизма, когда человек лишен способности к половой избирательности и к подлинной любви до самой смерти.

Наконец, половое поисковое поведение может быть временным и преходящим, как ступень созревания. В этом случае до наступления периода зрелости есть определенная опасность развития невроза, связанная с возможностью возникновения психотравмирующей ситуации при неудачном случайном партнерстве.

Зрелость половой психологии непосредственно связана с появлением способности к подлинной половой избирательности.

Наступление зрелости как таковой одновременно означает наступление периода стабилизации половой функции, ее большую защищенность от возможности невротического срыва Достигнутая зрелость не разменивается потом на мелочь поискового инстинкта, эгоизма и агрессивности, позерства и неискренности. Может смениться объект любви ведь ничто не вечно, но если вершина духовного бытия была однажды достигнута, стремление к ней остается навсегда. Возникновение «мы» из «я» и «ты» делает возможными ощущения, какие обычно не доступны человеку. Такие чувства испытывают Роберт Джордан и Мария герои романа. Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»: «Потом был запах примятого вереска, и колкие изломы стеблей у нее над головой, и яркие солнечные блики на ее сомкнутых веках, И, казалось, он на всю жизнь запомнит изгиб ее шеи, когда она лежала, запрокинув голову в вереск, и ее чуть-чуть шевелившиеся губы, и дрожание ресниц на веках, плотно сомкнутых, чтобы не видеть, солнца и ничего не видеть, и мир для нее тогда был красный, оранжевый, золотисто-желтый от солнца, проникающего сквозь сомкнутые веки, и такого же цвета было все — полнота, обладание, радость, — все такого же цвета, все в такой же яркой слепоте. «

Роберт Джордан давно вышел из возраста юношеской гиперсексуальности, хотя в эротических снах к нему еще приходят киноактрисы, любимые с детства. У него были увлечения, но они никогда не захватывали его целиком. Любовь к «зайчонку», так он зовет любимую, открыла ему чувства, которых прежде он не знал.

Любовь — не нечто автономное и изолированное в психологии человека. Способность к любви, ее характер сами определяются взглядами, темпераментом, совокупностью потребностей и индивидуальной шкалой ценностей индивидуума. Она такова, каков человек, какова его сущность. Жизненный опыт, степень духовного богатства, направленность интересов — все это делает индивидуальной зрелую половую психологию человека и придает неповторимость его любви.

Любовь, в свою очередь, влияет на личность. Как самое сильное эмоциональное чувство, доступное нам, она либо делает яркими и выпуклыми те черты, которые и раньше были свойственны личности, либо выявляет те, которые прежде оставались в тени, либо, наконец, дает импульс к логическому завершению пока еще незрелых тенденций личности. «Важность и сложность явления любви определяется тем, что в нем, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого», — пишет философ С. С. Аверинцев.

Сексологу одинаково важны все эти аспекты. Конечно же, в его профессиональном подходе любовь, как единство всех перечисленных философом противоположностей, рассматривается в медицинском, психотерапевтическом плане. Изучение историй болезни, исследование становления полового чувства у здоровых людей по данным анкетного опроса и лабораторных наблюдений, а также знание эволюции половой психологии человека, позволяет сексологу сделать выводы:

— критерием зрелости половой психологии (и вместе с тем критерием стабильности половой функции) является способность человека к любви и к подлинному половому партнерству;

— имманентные, т. е. внутренне присущие свойства любви — избирательность и альтруизм.

Это одинаково справедливо для женщин и для мужчин, хотя существуют половые различия в становлении и проявлениях избирательности и альтруизма.

Что касается избирательности, как одного из основных атрибутов любви, то вывод об этом, по крайней мере теоретически, никем не оспаривается. Любовь без избирательности немыслима. Избирательность в любви — это индивидуальное чувство к человеку, выделенному из всех окружающих людей и ставшему предметом влечения. «Любовь — интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этические требования верности» (С. С. Аверинцев).

Что касается альтруизма, то его оценка, как имманентного свойства любви, разделяется далеко не всеми.

15 парадоксов, которые взорвут ваш мозг

Я знаю, что ничего не знаю. Так сказал однажды Сократ.

Это заявление само по себе парадоксально, потому как демонстрирует сложность значения одного слова.

Также оно объясняет понимание видения мира одним из основателей западной философии: вы должны подвергать сомнению всё, что вы думаете, что знаете.

Действительно, чем глубже копать, тем больше парадоксов вокруг вы начнёте видеть.

1. Чтобы дойти куда-либо, вы должны сначала пройти полпути, затем пройти половину из оставшейся половины, потом ещё половину оставшегося расстояния и так до бесконечности: таким образом, движение невозможно.

Парадокс дихотомии считается детищем древнегреческого философа Зенона, который якобы был создан для доказательства того, что Вселенная уникальна и что любое изменение, включая движение, невозможно (такого же мнения придерживался и его учитель Парменид).

Люди интуитивно отвергают этот парадокс на протяжении уже многих лет.

С математической точки зрения решение, к которому пришли ещё в 19 веке, состоит в том, чтобы принять, что половина плюс одна четверть плюс одна восьмая плюс одна шестнадцатая и так далее вплоть до одного. Это похоже на число 0,999…., которое когда-то станет 1.

Но данное теоретическое решение на самом деле не объясняет, как именно объект достигает пункта назначения. Решение этого вопроса более сложное и до сих пор не ясное, учитывая теории 20 века о материи, времени и пространстве, которые неделимы.

2. В любой момент движущийся объект неотличим от неподвижного, поэтому движение невозможно.

Это парадокс называется парадоксом стрелы, и это ещё один аргумент Зенона против движения. Проблема здесь в том, что в один момент времени проходит 0 секунд, и поэтому движение в данном случае нулевое.

Зенон утверждал, что если бы время было составлено из мгновений, то тот факт, что движение не происходит в какой-то конкретный момент, говорил бы о том, что оно не происходит вообще.

Как и парадокс дихотомии, парадокс стрелы фактически намекает на современные представления о квантовой механики. В книге «Размышления об относительности» («Reflections of Relativity») Кевин Браун отмечает, что в контексте специальной теории относительности объект в движении отличается от неподвижного объекта.

Относительность требует, чтобы объекты, движущиеся с различной скоростью, по-разному представлялись стороннему наблюдателю, а также, чтобы они сами по себе имели различные преставления об окружающем мире.

Интересные парадоксы

3. Если вы восстановили корабль, заменив все его деревянные части, это остался тот же корабль?

Ещё один классический парадокс из Древней Греции, «Корабль Тесея» — это парадокс о противоречиях идентичности. Его хорошо описал Плутарх.

Корабль, на котором Тесей и молодёжь Афин возвращались с Крита, имел 30 весёл, которые были сохранены вплоть до времён Димитрия Фалерея. А всё благодаря тому, что когда старые деревянные доски начали разлагаться, их заменили на новые, более крепкие.

Они держались так долго, что этот корабль стал постоянной темой обсуждения среди философов, которые говорили о логике разных вещей, которые изменяются. Одна группа философов говорила, что корабль остался тем же, в то время, как другие философы настаивали, что после замены брёвен, корабль стал другим.

Это интересно:  Что делать если в подъезде пахнет газом?

4. Может ли Всемогущий создать скалу, слишком тяжёлую для того, чтобы он сам мог её поднять?

Как может существовать зло, если Бог всемогущ? Как можем мы называть себя свободными, если Бог всеведущ?

Это лишь несколько из многих существующих парадоксов, касающихся применения вопросов логики к божественной теме.

Некоторые люди могут ссылаться на эти парадоксы, объясняя тем самым, почему они не верят в высшее существо. Однако, другие говорят, что они несущественны и по разным причинам не работают.

Удивительные парадоксы

5. Существует бесконечно длинный «рог», которые имеет конечный объём, но бесконечную площадь поверхности.

Двигаясь навстречу проблеме, появившейся в 17 веке, мы получаем один из многих парадоксов, связанных с геометрией и бесконечностью.

«Рог Гавриила» формируется путём взятия кривой y = 1/х и поворота вокруг горизонтальной оси, как показано на рисунке.

Используя методы исчисления, которые позволяют вычислить площади и объёмы построенных таким образом фигур, можно видеть, что бесконечно длинный рог фактически имеет конечный объём, равный числу пи, но бесконечную площадь поверхности.

Иными словами, в рог поместится определённое количество краски, но для того, чтобы покрыть краской всю его поверхность, потребуется её бесконечное количество.

6. Гетерологическое слово – это слово, которое не описывает себя. А описывает ли себя слово «гетерологический»?

Это один из многих парадоксов, который долго томил умы современных математиков и логиков.

Примером гетерологического слова может быть слово «глагол», которое не является глаголом по сути (в отличие от «существительного», которое является существительным). Другим примером может быть слово «длинный», которое не является длинным словом (в отличие от слова «короткий», которое является коротким словом).

Так «гетерологический» является гетеролигическим словом или нет? Если бы это было бы слово, которое не описывает себя, тогда оно бы описывало себя. А если бы оно было словом, которое описывает себя, оно бы не описывало себя.

Это связано с парадоксом Рассела, который спрашивает, содержит ли определённое множество себя в качестве элемента.

Создавая подобные самоуничтожающиеся множества, Бертран Рассел (Bertrand Russell) и другие учёные продемонстрировали важность установления тщательных правил при создании множеств, которые заложили основу математики 20 века.

Самые невероятные парадоксы

7. Пилоты могут «выйти» из боевого режима, если они психологически непригодны, но каждый, кто хочет «выйти» из боевого дежурства, доказывает, что он нормален.

«Уловка -22» — это сатирический роман о Второй мировой войне Джозефа Хеллера (Joseph Heller), в котором описывается ситуация, когда кто-то нуждается в чём-то, что можно получить только тогда, когда он в этом не нуждается.

Это так называемый парадокс саморефенеции. Главный герой романа Йоссариан столкнулся с этим парадоксом при оценке пилотной деятельности, но в итоге, куда бы он направлялся, он везде видел парадоксальные и репрессивные правила.

8. В каждой цифре есть что-то интересное.

1 – это первое ненулевое натуральное число, 2 – наименьшее простое число, 3 – первое нечётное простое число, 4 – наименьшее составное число и т.д. Когда вы наконец доберетесь до числа, которое покажется вам неинтересным, то это число окажется интересным из-за того, что оно показалось вам неинтересным.

Парадокс интересного числа основан на неточном определении слова «интересный», что делает его несколько более глупым вариантом гетерологического парадокса и парадокса Рассела, которые полагаются на противоречивые самореференции.

Исследователь квантовых вычислений Натаниэль Джонстон (Nathaniel Johnston) нашёл умное решение парадокса. Вместо того, чтобы полагаться на интуитивное понятие слова «интересно», как в исходном парадоксе, он определил интересное целое число как таковое, появляющееся в онлайн энциклопедии целочисленных последовательностей.

А это наборы из десятков тысяч математических последовательностей, таких как простые числа, числа Фибоначчи, пифагорейские тройки и т.д.

Самые интересные парадоксы

9. В баре всегда есть хотя бы один клиент, для которого верно, что если пьёт он, значит пьют все.

Условные утверждения в формальной логике иногда имеют противоречивые интерпретации, а парадокс пьянства – отличный тому пример. На первый взгляд, парадокс предполагает, что один человек заставляет пить остальную часть бара.

Фактически всё это говорит о том, что было бы невозможно, чтобы все в баре пили, если бы каждый отдельно взятый клиент не пил. Поэтому там есть по крайней мере один клиент (то есть последний, который не пьёт), который выпив, мог бы сделать так, чтобы можно было сказать, что пьют все.

10. Из мяча, который можно разрезать на конечное число частей, реально сделать два других мяча одинакового размера.

Парадокс Банаха-Тарского опирается на множество странных и противоречивых свойств бесконечных множеств и геометрических вращений.

Части, на которые можно разрезать мяч, будут выглядеть очень странно, поэтому парадокс работает только в абстрактной математической сфере. Было бы отлично, если можно было взять, к примеру, яблоко, разрезать его на части и собрать два одинаковых, но меньшего размера, чтобы поделиться с другом.

Но физические «шары» из материального мира не могут быть разобраны как математическая сфера.

Странные парадоксы

11. Картофель весом в 100 граммов – это 99 процентов воды. Если он высохнет на 1 процент, то его новый вес составит 50 граммов.

Даже при работе по устаревшим методам с конечными величинами, математика может привести к странным результатам.

Чтобы понять картофельный парадокс, нужно внимательно взглянуть на количество содержащейся в картофеле воды.

Поскольку картошка на 99 процентов – это вода, то сухие компоненты получается равны 1 проценту. Вес картофеля – 100 граммов, следовательно, вес сухого материала – 1 грамм.

Когда 100 граммов картофеля высушивается до 98 процентов воды, то 1 грамм сухого компонента превращается в 2 грамма. А один грамм – это два процента от 50 граммов, таким и должен быть новый вес картофелины.

12. Если в комнате находятся 23 человека, очень высоки шансы, что, как минимум, двое из них родились в один и тот же день.

Ещё один удивительный математический результат: парадокс дня рождения исходит из тщательного анализа связанных с этим вероятностей.

Если в комнате находятся два человека, то вероятность того, что у них день рождения в один и тот же день, равна 1/365 (без учёта високосных лет), потому как помимо дня рождения одного человека, в году есть ещё 364 других дня, любой из которых может быть днём рождения второго человека.

Если в комнате три человека, то вероятность того, что у них у всех разные дни рождения равна 364/365 x 363/365. То есть когда мы знаем день рождения первого человека, на выбор даты рождения второго остаётся 364 дня, а для третьего – 363 дня.

Продолжая таким образом, мы доходим до количества в 23 человека, и обнаруживаем, что вероятность того, что у всех людей будут разные дни рождения опускается ниже 50 процентов, поэтому вероятность двух одинаковых дней рождения существенно повышается.

13. У друзей большинства людей больше друзей, чем у них самих.

Это кажется невозможным, но когда вы смотрите на вопрос с математической точки зрения, всё становится понятно. Наглядным примером данного парадокса служат социальные сети, в которых у большинства людей мало друзей. Но некоторые из них – это очень общительные люди, поэтому друзей у них очень много.

Эти люди очень часто «показываются» в качестве «друзей моих друзей», поэтому они и поднимают среднее их количество.

14. Физик, занимающийся изобретением машины времени, посещает «старую» версию себя. Эта «версия» даёт ему идеи по созданию машины времени, а «молодая» версия использует эти идеи для создания непосредственно аппарата, со времени возвращаясь к старой версии себя.

Путешествие во времени, если это будет возможно, может привести к очень странным ситуациям.

Парадокс Бутстрапа – это противоположность классического парадокса дедушки. Для того, чтобы вернуться назад и не позволить себе путешествовать во времени, некоторая информация и объекты возвращаются во времени, и дают возможность позже вернуться молодой версии себя.

И тут появляется вопрос: каким образом в первый раз появились эта информация и объект. Данный парадокс обсуждали еще в 1941 году. Роберт Хайнлайн (Robert Heinlein) был одним из первых, кто поднял эту тему.

Использование данного парадокса – это не редкость в научной фантастике, а своё название парадокс взял как раз из рассказа Роберта Хайнлайна.

15. Если на Земле нет ничего уникального, тогда в нашей галактике должно существовать много инопланетных цивилизаций. Однако, люди пока не нашли доказательства наличия другой разумной жизни во Вселенной.

Некоторые люди считают молчание нашей Вселенной парадоксом. Одно из основополагающих предположений астрономии: планета Земля – это довольно обычная планета с общей солнечной системой в общей галактике, которая не является чем-то космически уникальным.

Спутник NASA обнаружил, что в нашей галактике, вероятно, есть около 11 миллиардов подобных Земле планет. Учитывая это, жизнь, подобная нам, должна была развиться где-то не слишком далеко от нас (по крайней мере, в космическом масштабе).

Но несмотря на существование мощнейших телескопов, люди не смогли обнаружить существование ни одной технологической цивилизации нигде во Вселенной. Цивилизации шумны: человечество транслирует телевизионные и радиосигналы, которые однозначно искусственны.

Такая цивилизация, как наша, должна давать признаки своего существования, которые люди бы нашли, если бы они существовали.

Более того, цивилизация, возникшая миллионы лет назад (довольно недавно с космической точки зрения), имела достаточно времени для того, чтобы хотя бы начать колонизировать галактику, а это означает, что свидетельств её существования должно быть ещё больше.

Действительно, имея в распоряжении такое количество времени, колонизирующая цивилизация смогла бы колонизировать всю Галактику. Физик Энрико Ферми (Enrico Fermi), в честь которого был назван этот парадокс, как-то во время обеденного перерыва с коллегами спросил: «Где они?»

Одно из решений парадокса бросает вызов вышеизложенной идее и говорит о том, что сложные жизни – это крайне редкая вещь во Вселенной. Другая теория утверждает, что технологические цивилизации неизбежно уничтожаются в результате ядерной войны или экологического разрушения.

Более оптимистичным решением является идея о том, что инопланетяне намеренно скрываются от нас, пока мы не станем более социально и технологически зрелыми. Ещё одна теория гласит, что чужеродные технологии настолько развиты, что мы даже не можем их распознать.

Статья написана по материалам сайтов: www.liveinternet.ru, heshe.ru, www.infoniac.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий