Что такое карта мыслей и как с ней работать

Учимся создавать майнд-карты. Алгоритмы майнд-менеджмента.

В прошлых статьях блока («Что такое майндмэппинг и карты мыслей» и «Где можно применять майндмэппинг и карты мыслей» ) мы познакомились с понятием интеллект-карт, разобрали почему они столь эффективны для нашего мышления и подробно рассмотрели сферы их применения.

Самое время научиться создавать собственные карты на практике и познакомиться с основами и алгоритмами майнд-менеджмента.

Практический майндмэппинг

Карту мыслей можно сделать как на компьютере, при помощи специального программного обеспечения, так и нарисовать своими руками на листе. Я рекомендую использовать оба варианта, в зависимости от целей создания карты мыслей. Например, для презентаций, планирования, мозгового штурма – могут подойти электронные карты. Но, для запоминания и поиска идей, я рекомендую использовать майнд-карты нарисованные вручную.

В этой статье мы научимся именно рисовать карты мыслей (ПО по созданию майнд-карт мы рассмотрим несколько позже). Т.к. рисование карт мыслей от руки не только неплохо вас сориентирует в направлении, но и станет хорошим инструментом для решения всевозможных вопросов. Ведь благодаря процессу рисования, задействуется правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество и позволяет направить возросший потенциал мозга на решение конкретной проблемы. В то же время, вы материализуете собственные мысли на бумаге, освобождая от них мозг и разгружая свое внимание. А значит, создаете предпосылки для возникновения новых решений.

Чего невозможно достичь в обычном рабочем состоянии.

рисовать майнд-карту вручную много полезней для вашего мозга, чем создавать на компьютере. Во первых, вы тренируете себя мыслить, во вторых, поиск решений будет намного шире. В какой бы сфере жизни вы ее не использовали.

Именно поэтому я рекомендую использовать «ручные» карты повсеместно. Электронные карты – это «легкий» вариант, который позволяет сэкономить время на создание карты, но уменьшает общую продуктивность решения «на выходе».

Помните об этом.

Создаем майнд-карту

Перед тем, как мы начнем создавать собственную карту мыслей, я хочу выделить несколько правил интеллект-карт, которых мы будем придерживаться. Это своеобразные законы, по которым создаются все майнд-карты. Вот они:

1. Начинаем с центра.

Центр – это наша главная мысль. Цель карты мыслей – развивать эту мысль, развивать центральную идею. Для этого карта и создается.

2. Читаем карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.

Это базовое правило для всех майнд-карт. Мы читаем информацию по кругу, начиная с правого верхнего угла. Возьмите его на вооружение. Если по каким либо причинам вы хотите читать карту иначе – вводим нумерацию, чтобы было видно, откуда начинать «чтение».

3. Активно используем разные цвета.

В этом правиле больше смысла, чем может показаться. Пока предлагаю просто взять его на веру, позже мы остановимся на нем подробнее.

4. Экспериментируйте!

Майндмэппинг – процесс творческий. Все мы уникальны, и каждый имеет свой неповторимый ход мышления. Поэтому, отражайте этот ход в картах. Находите такие способы представления информации в картах, которые будут эффективны именно для вас. Не бойтесь экспериментировать! Ведь это не только улучшает персональную креативность, но и сделает общий процесс мышления более продуктивным

И чтобы не откладывать все в долгий ящик, предлагаю использовать полученные знания майндмэппинг в практическом решении вашей насущной проблемы немедленно.

Для этого нам понадобиться:

Чем больше формат бумаги – тем лучше. Схемы иногда на А3 чуть влазят. Если же из форматов бумаги только А4, готовьте скотч и берите несколько листов. Поверьте, вы и не заметите, как для вашей схемы станет недостаточно места.

    • цветные карандаши (для рисунков и цветных линий)
    • проблема , какую хотите решить, или идею, какую хотите развить, или мысли, какие хотите привести в порядок (в помощь предыдущая статья блока)

1. Рисуем центральный образ

Это ключевой элемент нашей карты мыслей. Он должен максимально четко выражать вашу задачу и быть ярким, т.к. является центром внимания. Используйте в создании центральной идеи наиболее яркие цвета и цепляющие образы.

2. Рисуем основные ветви

Основные ветви следует рисовать так, чтобы длина ключа (фразы к которой идет ветвь) были примерно одинаковы. Также, в «классике» рекомендуется, чтобы ветвь утолщалась к основанию и уменьшалась к концу.

Не используйте больше 9 ветвей – мозгу весьма сложно воспринимать такое количество элементов.

Оптимальное количество ветвей, требуемое для продуктивной работы человека с майнд-картой должно быть не более 7.

Старайтесь сперва нарисовать основные ветви, и только потом их расширять. Т.е. если вы нарисовали основную ветвь, не продолжайте ее до конца с остальными отростками, а вернитесь и доделайте все основные ветви

3. Рисуем внутренние ветви

Продолжаем основные ветви – внутренними (вложенными ветвями). Каждую ветвь дописываем ключевыми словами. Не стоит описывать ключом содержащий более 2-х слов.

Короткие ключи – полезны тем, что во первых ваш мозг их легко запоминает и быстро ориентируется по связанным элементам, а во вторых – присутствует ощущение незавершенности, что стимулирует ваше сознание и подсознание на выдачу новых вариантов решения.

Если блоки-ключи связаны с другими, связываем их линиями со стрелками.

4. Оформляем.

Обязательно оставляйте на своей карте тематические рисунки. Рисуйте!

Зрительный образ сохраняется на длительное время, воспроизводиться практически мгновенно и легко формирует новые ассоциации. А это привлекает существенно больше коры головного мозга – нейронных соединений – на решение задачи.

Тем более, что при повторении карты, вам не придется читать слова-ключи. Достаточно пройтись по оставленным рисункам.

Если вы вдруг считаете, что вы рисовать не умеете, и поэтому не хотите – спешу вас огорчить. Качество ваших рисунков не имеет значения.

Чему вы научились раньше: писать слова или рисовать солнышко? Ну вот. Мы думаем не словами, а мыслеобразами. Поэтому, рисуйте!

Несколько слов о цветах и словах

Слова:

Используйте печатные слова, т.к. попросту можете терять время на прочтение собственного почерка. Пока разберешь, пока вспомнишь. Конечно, если есть рисунки – дело упрощается во много раз.

Цвета:

У каждого цвета существует свое значение. Причем у каждого человека – оно индивидуально. Что «чистота» у русского, «траур» – у японца. Поэтому, в первую очередь, пользуйтесь своими личными предпочтениями и ассоциациями.

Во вторую, можете использовать общее значение цветов и скорость их восприятия нашей психикой. Привожу таблицу.

Цвет Значение Скорость восприятия
Красный цвет Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание Высокая
Синий цвет Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей Средняя
Зеленый цвет Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) Низкая
Желтый цвет Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. Высокая
Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности Низкая
Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая
Голубой цвет Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте Низкая
Черный цвет Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ Средняя

Алгоритмы майнд-менеджмента

Если речь идет о майнд-картах, то нельзя не упомянуть о таком понятии, как майнд-менеджмент. Тем более, что тут «прошла методика».

Майнд-менеджмент — это технология, которая позволяет:

1) представить любую информацию (даже сверхсложную) в понятной для усвоения мозгом форме;

2) увеличивать эффективность интеллектуальной деятельности в создании интеллектуальных продуктов.

«Интеллектуальным продуктом» может быть обучение, планирование, анализ, решение нестандартных задач, личное развитие – и все, что можно вписать в эти рамки. Т.е. по сути, интеллектуальный продукт может быть любой умственной деятельностью, направленной на решение какой — либо задачи.

Это интересно:  Порядок и сроки оплаты коммунальных платежей по Жилищному кодексу в 2019 году

Майнд-карта – это один из самых продуктивных способов повышения качества создаваемых интеллектуальных продуктов. И поэтому, интеллект-карты — это основа майнд-менеджмента.

Я люблю представлять майнд-менеджмент, как стиль в котором «удобно жить» — справляться со всей входящей информацией, группировать потоки и двигаться вперед. В разы эффективнее!

В особенности, если до этого вообще не мог удержать всю информацию в голове…

Существуют следующие алгоритмы майнд-менеджмента, которые позволяют значительно улучшить интеллектуальный продукт:

1. Идеи.

Всегда и везде материализуйте свои идеи! Часто гениальные мысли к нам приходят в совсем неподходящее время. Поэтому носите с собой телефон, блокнот, тетрадь, плакат – куда можно записать свои идеи.

Если под рукой ничего нет, используйте предложенную технику сверхбыстрого запоминания описанную в статье «как развить креативное мышление»

2. Поток мыслей

Перед тем как сесть за работу, выпишите все ассоциации и идеи касательно работы в отдельное место. Освобождайте разум, чтобы не прерываться на лишние мысли во время работы и сосредоточиться на том, что делаете. Быть «здесь и сейчас».

3. Создание интеллект-карты и анализ.

Формируем образ интеллектуального продукта и делаем майнд-карту на основе потока мыслей прошлого пункта. После проводим анализ.

4. Действие!

Осуществляем принятое решение в ходе анализа. Доводим его до конца.

5. Результат.

Придерживаясь логики первых 4-х этапов, получаем превосходный результат!

Рекомендую к применению.

В заключении,

следует добавить, что наше восприятие информации работает по четким принципам, которые отражены в майнд-менеджменте.

  • Мы не можем оперировать одновременно более чем 7±2 объектами информации.
  • Любая мысль может быть тут же потеряна и вытеснена другой, не всегда более важной и приоритетной мыслью.
  • Мы недоиспользуем возможности нашего мозга по восприятию сгруппированной и связанной информации, содержащей в себе смысловые цвета, рисунки, схемы, типовые связи.
  • Информация воспринимается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
  • Наш мозг мыслит ассоциативно, выстраивая из полученной информации взаимосвязи мыслей и логичную структуру (на основе нашей и только нашей логики или опыта), после чего у нас формируется понимание информации, то есть появляется образ.
  • Для того, чтобы быстро достичь результата задуманного интеллектуального продукта, необходимо сначала собрать все мысли, структурировать их, чтобы понять, что же именно нужно сделать для достижения результата.

Именно то, что технология интеллект-карт была построена с учетом принципов нашего восприятия, делает алгоритмы майнд-менеджмента незаменимыми в любом процессе интеллектуального труда.

Осваивайте майнд-карты! Запоминайте и внедряйте в свою жизнь алгоритмы майнд-менеджмента!

Представляйте информацию так, чтобы она НЕ ТРЕБОВАЛА от вас БОЛЬШИХ психофизических ЗАТРАТ!

В заключительной части блока мы рассмотрим специальный сервис, который позволяет создавать электронные майнд-карты.

С Уважением, Вадим Берлин

Если тема увеличения собственных ресурсов мышления вам интересна и вы хотите научиться использовать инструменты майндмэппинга в повседневной жизни, вы всегда можете использовать мои наработки на базе программы MindJet (с этого момента совершенно бесплатно — тут)

Ментальная карта — примеры составления

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

Это интересно:  Многократная шенгенская виза в чистый паспорт: как ее получить в 2019 году

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон, разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно почитать тут.

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

Рекомендую посмотреть видео Марии Долиновой, она очень доступно объяснила все основные принципы построения и применения ментальных карт:

Надеюсь, я сумел дать вам полное впечатление об этом замечательном способе. Я всего лишь хотел поделиться с вами таким чуть ли не секретным оружием, помогающим продвинуть себя сразу во многих областях нашей жизни.

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

Майнд-карта и как с ней работать

Наше мышление слишком запутанное, чтобы за ним было легко уследить. Одна идея порождает еще несколько, разной степени разумности и значимости, они друг с другом переплетаются, порождая новые мысли. Какие-то отсекаются сразу, другие — после недолгий соображений. Как с этим совладать, если мыслительная деятельность направлена на поиск какого-либо важного решения в работе? Очевидно, записывать. Как записать так, чтобы не возникло еще большей путаницы? Воспользоваться майнд-картами. Что это такое и как это можно использовать – смотрите ниже.

Говоря простым языком, майнд-карта представляет собой графическое представление совокупности всех возникших идей по теме или полученных знаний, которые выстраиваются в иерархическую структуру. Сначала, в самом центре, располагается основная, базовая мысль, из которой проистекают более мелкие, конкретизированные. От них – еще более мелкие. Те, в свои очередь, тоже могут дробиться на мелкие подпункты. В результате получается эдакая паутина из тезисов и связей между ними.

Для чего нужна майнд-карта

Составление карты может оказаться полезным во многих сферах, непохожих друг на друга.

Освоение нового

Если вы погружаетесь в новую тему, которую необходимо будет закреплять, то майнд-карта поможет законспектировать информацию так, чтобы вам проще было в ней потом ориентироваться, что отражается и на закреплении её в памяти. Таким образом можно записать все, что угодно: от содержания книг, до семинаров и курсов лекций.

Мозговой штурм

Карта может быть отражением генерации ваших идей. В центре обозначаете проблему, в поиске решения которой вы находитесь, а все ответвления от нее – это идеи, их минусы и плюсы, а также возникающие последствия. Такую карту полезно вести не только в одиночестве, но и вместе с коллегами, если вы работаете над одним проектом.

Планирование

Планировать можно и рабочие дела, и личные. Причем на любой срок: от планов на день до планов на год. Если это задачи творческие, то на карте можно обозначить и то, как вы можете их закрыть, плюс любые комментарии, которые посчитаете нужными.

Такая форма представления информации работает, потому что все, что копошится у нас в мозгу, сразу выстраивается в систему. Это действует лучше, чем просто несколько страниц текста в качестве конспекта, потому что представлено в нелинейном виде, то есть именно так, как мы мыслим. Кроме того, майнд-карта, занимающая один лист бумаги или экран компьютера, воспринимается как картинка, что тоже способствует более быстрому усвоению. И это применимо к любому процессу: будете ли вы планировать ассортимент вашего интернет-магазина, или запишете все, что собирались делать в отпуске.

Разглядывая свою майнд-карту, вы лучше осознаете, что в работе для вас будет более приоритетным, что необходимо доработать, где избавиться от противоречий. Вы всегда можете добавить что-нибудь новое, что возникло в процессе реализации ваших идей, или вычеркнуть уже неактуальное.

Как составлять майнд-карту

В центре карты всегда располагается главный вопрос, проблема или тематика, требующая уточнения. От центрального блока идут ветви, соединяющие его с под-идеями, которые отражают его главные нюансы. От них отходят идеи второго уровня, еще более точные, уже содержащие различные комментарии и пояснения.

Оформляя карты, вводите понятные для себя условные символьные обозначения. Чем там будет меньше текста, тем удобнее, если вы его можете без потерь заменить иконками или картинками. Для простоты и упорядочивания также хорошо служит выделение ветвей карты разными цветами, которые могут, например, обозначать приоритетность задач или ответственного исполнителя, если картой пользуется несколько человек. Того же можно добиться с помощью добавления веткам толщины или распределения их дальше или ближе к центру карты.

В некоторых сервисах по построению майнд-карт существует ряд дополнительных опций, которые тоже можно использовать.

Заметки

Как бы вы ни ориентировались в своих собственных мыслях, есть риск запутаться в своей же карте, если вы долго её ведете и некоторых сегментов не касаетесь продолжительное время. В этом случае помогут заметки – всплывающие комментарии, появляющиеся при наведение на пункт карты.

Выноски

Это комментарии, которые видны на карте сразу, словно на карту приклеен стикер. Их можно использоваться для пояснения сущности ветки либо заменить целую отдельную ветвь, если её создание не так уж и необходимо.

Связи

Это самое интересное. Каждый пункт каждой ветви исходит из центрального блока, поэтому нет ничего удивительного в том, некоторые моменты в разных ветвях могут пересекаться по смыслу, либо дополнять друг друга. Обозначив связь между ними, вы превращаете карту в более самодостаточную систему, добавляете ей внутренней логики, а также избегаете возможных дублей.

Сервисы для создания майнд-карт

Бытует мнение, что лучше всего майнд-карты (да и вообще что бы то ни было) рисовать от руки на бумаге. Развивает мышление и помогает лучше прочувствовать объект исследования. Да, это так, и вы вполне можете рисовать карты на листе A4 либо на доске, но их размеров часто может быть недостаточно, особенно если проект большой. Как минимум поэтому стоит рассмотреть варианты с созданием карты на компьютере, для чего существует множество сервисов, онлайн и офлайн. Сейчас мы просто перечислим основные, а более подробным разбором займемся в следующих материалах:

  • xMind
  • Mindjet Manager
  • MindMeister
  • MapUl
  • Wise Mapping
  • Freemind

Вывод

Создавая карту мыслей, стоит придерживаться одного главного принципа: пишите так, как удобно лично вам. У вас свой образ мыслей и ничей образец карты не стоит принимать за призыв к действию, в чужих условных обозначениях и принципах построения связей есть все риски запутываться. Выработайте свой стиль оформления карты в соответствии с образом мыслей. И они друг друга дополнят.

А если вы хотите больше знать о том, как можно использовать интеллект-карты, предлагаем ознакомиться с главной книгой на эту тему — «Супермышление».

Что такое карта мыслей и как с ней работать

Вы пользовались планами, списками и заметками тысячи раз, верно? И очень часто что-то в них кажется неправильным. Стоит лишь подумать над чем-то сложнее вбивания гвоздя в стену, как начинаются проблемы. Будто что-то ограничивает вас, сдерживает, мешает, противоречит самому процессу мышления. Так оно и есть.

Это интересно:  ПФР - как пользоваться личным кабинетом физического лица

Идеи растут и развиваются нелинейно. Одна мысль порождает ряд других, более узких и относящихся к какому-то отдельному аспекту решаемой проблемы. И вдруг вы осознаёте, что ваши умозаключения приводят вот к этому — бабах! Новая идея, относящаяся к изначальной проблеме, но уже совсем из другой категории. Наше мышление радиантно. Мы можем развивать любую идею практически бесконечно во все стороны.

Как совладать с таким неконтролируемым потоком? Как научиться фиксировать чистое творчество? Этим мы и займёмся.

Начнём с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то базовой, ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления — центральной темы. Эта тема должна быть чётко определена и зафиксирована.

Нелинейное радиантное мышление требует отказаться от списков и последовательностей. Попробуем записывать всё вокруг центрального объекта размышления.

Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, кон кретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. Давайте просто обозначим эти связи линиями, добавим ещё немного графической составляющей.

Что получилось? Та самая карта мыслей, один из вариантов которой Тони Бьюзен продвигал много лет назад. На самом деле, визуализация процесса мышления применяется людьми не одну сотню лет, а карта мыслей является лишь одним из наиболее простых и универсальных способов отображения.

При более глубоком изучении можно обнаружить не одну и даже не пять методик составления карт мыслей. И практически в каждой из них есть совет: вырабатывайте свой стиль. Говоря проще, свою карту мыслей надо делать не в строгом соответствии с тем, как это было когда-то кому-то удобно.

Основные идеи майндмэппинга были описаны выше, и вы их прекрасно понимаете. Заметьте, эти идеи сами по себе отрицают какие-либо формальности. Кто-то рисует карты мыслей влево и вправо, кто-то сверху вниз, кто-то «солнышком». Ваша задача — научиться успевать в понятной для вас форме фиксировать ход мыслей. Так, как удобно вам. Остальное не имеет значения.

Бумага или приложение

Кроме того, цифровые карты мыслей более функциональны. Они компенсируют индивидуальные недостатки почерка и общей кривизны рук мыслящего. Также цифровые карты мыслей избавляют от необходимости носить с собой набор цветных ручек или карандашей и позволяют «волшебным» образом прикреплять к картам какие-то дополнительные данные.

По этим причинам лучше выбрать цифру. В идеале такое программное обеспечение должно быть кросс-платформенным, чтобы вы могли работать со своими мыслями где угодно: дома, в офисе, в метро и на даче. Минимально достаточной будет связка из приложения для вашего смартфона или планшета (либо нормально сделанная мобильная версия сайта), а также десктопная веб-версия или клиент.

Ниже представлено несколько заметных приложений и сервисов для создания карт мыслей, пользующихся большой популярностью. Чаще всего такие сервисы предоставляют урезанный в возможностях или временный бесплатный тариф, после чего предлагается переход на полную платную версию.

Для выбора более подходящего сервиса рекомендуется посмотреть на описание функций и визуальную реализацию каждого из них. Распознать «родной» сервис или приложение в данном случае чрезвычайно просто: смотрите на скриншоты. Выглядят хорошо и сразу всё понятно? Вы рисовали бы так же? Отлично, вот ваш кандидат.

Майндмэппинг 100-го уровня

Центр карты

Любая карта начинается с основной темы, идеи, располагающейся в центре. Иногда это можно назвать сутью размышлений. К примеру, если продумывается способ достичь какой-то жизненной цели, основная тема может называться «источники дохода» или «отказ от курения».

Радиальные карты наиболее соответствуют человеческому образу мышления. Можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Впрочем, это лишь вопрос предпочтений.

Темы первого уровня

Сюда попадают ключевые категории, ступени и главы, относящиеся к центральному вопросу. В процессе мозгового штурма вы сами начнёте понимать, какие из выделенных тем более важны и заслуживают попадания на первый уровень, а какие не столь значительны и могут быть отнесены к какой-то более глобальной теме. Таким образом начнёт формироваться иерархия карты, которую можно изменять в процессе.

Темы первого уровня имеют короткие названия, ведь, по сути, это категории, которые помогают выстроить мысли. Иногда, если категории излишне абстрактны, к ним можно прикреплять изображения. Это создаёт ассоциации с содержанием категорий и позволяет быстро распределять идеи между ними. По общепринятым понятиям изображение всегда является более мощным, нежели текстовое название, но иногда картинки используют в большей степени для презентаций.

Развитие

Конкретизация

Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Сюда, как правило, не переходят, пока не закончен и не упорядочен второй уровень. Но, если речь идёт о теме второго уровня, у которой, скорее всего, будет мало «дочек» третьего уровня, лучше добавить их сразу. Таким образом, когда вы доберётесь до третьего уровня от прочих категорий, он будет более организованным и продуманным.

При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам. Выход за четвёртый уровень нежелателен, так как это снижает удобство чтения карты в целом. Если требуется дальнейшая конкретизация, имеет смысл перейти к прикрепляемым заметкам. Если нужно детальное описание, то это, безусловно, должна быть заметка.

Если карта получается слишком большой, предпочтительно делить её по «плавающим» темам либо создать новую карту, ссылка на которую есть в основной карте. Приложения наподобие MindMeister позволяют это делать.

Дополнительные средства

Заметки

Это отличный способ напомнить самому себе о конечном результате развития идеи. Вы вполне можете создать карту мыслей, которая через неделю станет непонятной даже вам. Обычно заметки прикрепляются к темам в качестве ярлыков с всплывающим текстом. Чтобы увидеть содержимое, нужно навести указатель мыши или кликнуть по заметке. Как iThoughtsX, так и MindMeister располагают функцией встраивания заметок в карты. MindMeister, помимо прочего, умеет автоматически создавать заметки.

Выноски

Это короткие заметки, которые обычно выделяются цветом, а их содержимое видно сразу. Выноски можно использовать в качестве указателей или пояснений в случаях, когда создание ещё одного уровня к теме не имеет смысла.

Связи

Это указатели между элементами карты. Они могут использоваться просто как напоминалки самому себе либо связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной в том случае, если связи между двумя или более элементами карты неочевидны или своеобразны. Кроме того, связи позволяют избежать дублирования тем. Данная функциональность также есть в iThoughtsX и MindMeister, но в MindNote Pro она реализована более элегантно.

Процесс

Мозговой штурм

Доработка

На самом деле, в процессе активного наполнения карты идеями чрезмерное внимание к правильной иерархии излишне. Перемещать темы необходимо лишь в случае, если текущая схема противоречит ходу мыслей. Цифровые карты мыслей позволяют выполнять такие манипуляции мгновенно. Зачастую тема второго уровня не только перемещается к более подходящему для неё родителю, но и сама становится на уровень выше. Так происходит, когда вы вдруг осознаёте ценность случайной второстепенной идеи. Иногда такие перемещения имеют смысл, иногда нет.

Прелесть цифровых карт мыслей в том, что после окончания мозгового штурма у вас будет достаточно времени, чтобы всё хорошо обдумать и доработать с минимальными усилиями. Сделайте наброски грядущих переработок карты с помощью связей, выносок и заметок. Оставьте себе дорожку из хлебных крошек, по которой вы восстановите ход мыслей.

Большинство приложений позволяют работать с так называемыми плавающими темами. Эти темы не привязаны к центральной и создают дополнительные карты в текущем проекте. Идеальное применение для плавающей темы — это превращение её во временное хранилище, буфер, транзитную площадку для идей, которым сложно прямо сейчас найти место на карте, но которые не так значимы, чтобы стать темами первого уровня. Эти идеи либо найдут своё место на текущей карте, либо перейдут в другую, либо сами станут центральными темами.

Статья написана по материалам сайтов: start-for.ru, medoed1.ru, lifehacker.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий